Я как критик (для герменевтики) |
главная | Я как критик 2 |
Ирина Иванова,
кандидат философских наук ДОБРОТА СТИХОВ (о книге Нины Михайловны Кузнецовой "Поэзия и проза") Москва - 2007 г. Народная поэзия жива! Ласкают слух нам добрые слова. Они теплы, как солнышка лучи, Мудры, как к счастью вечному ключи, - такие строки невольно слагаются в голове, когда читаешь книгу "Поэзия и проза" Нины Михайловны Кузнецовой. Центральный образ книги - Россия, её сказочная природа, волнующая история, восхищающие личности из народа. Нина Михайловна не боится касаться тем, в которых, казалось бы, всё исчерпано классиками. О русских берёзах писали и С.Есенин, и А.Фет, но поэтесса смело продолжает традицию петь гимн этому живому символу России: Берёзы, русские берёзы. До удивленья хороши. В них всё - любовь, печаль и слёзы, И боль измученной души. Описывая осенний лес, она находит запоминающиеся образы: Берёзка на ветер бросила Уценённые пятаки. В стихотворении "Кузьминский лес" оживают народные приметы: есть роса, значит, день будет знойным. И речка Чурилиха, и Влахернская церковь, и кони Клодта - все эти достопримечательности Кузьминок играют в её стихах самоцветами, радуют читателя. Из парка мы выходим в город. Коренная москвичка, Нина Михайловна помнит Москву на заре XX века. В стихотворении "Аннушка", ставшем излюбленной песней "Литцеха XXI", задорные по форме, но немножко грустные по содержанию строки, сродни строкам стихотворения А.Ахматовой, в котором за Петербургом современным поэтесса видит Петербург далёкого прошлого: За заставой воет шарманка Водят мишку, пляшет цыганка. Паровик идёт по Скорбящей, И гудочек его щемящий Отзывается над Невой. "Всё изменилось, - говорит поэзия Н.М.Кузнецовой, - и, увы, не в лучшую сторону". Воспоминания о прекрасном прошлом соседствуют со стихами о войне: в этих стихотворениях кровью течёт рассказ о великой цене, заплаченной людьми за хорошую жизнь, которую теперь у россиян пытаются украсть. Ветеран войны, Нина Михайловна, повествуя о трудных военных днях, сохранила доброту, человечность. В стихотворении "Наташа" создаёт она образ девушки-санитарки, которая была создана для другой жизни: (Ей бы туфельки на шпильках носить, А не в сапогах кирзовых ходить), но прошла войну, стала героиней и спасла жизнь многим солдатам. Понимая, что наше будущее в детях, Н.М.Кузнецова создала много стихов и рассказов, интересных и детям, и взрослым. Особенно удачно стихотворение "Белка-егоза". Необычные, сильные духом личности - краса и гордость нашего народа - излюбленный предмет поэзии Нины Михайловны. В поэме "Дочь фельдмаршала" повествуется о трагической судьбе Ивана Долгорукова, которого во времена бироновщины оклеветали и приговорили к смертной казни колесованием и его жене, которая настолько сильно любила мужа, что после его смерти ушла в монастырь. Хотя жанр поэмы требует более чёткого сюжета и психологизма, само обращение поэтессы к истории, заслуживает внимания. На материале русской истории создано и стихотворение "Вещий сон", в котором образы увиденных во сне матерью дверей и комнат будущей жизни её сына символизируют этапы: заговор декабристов, стихи, допрос Рылеева и его казнь. Борьба добра и зла продолжается и в настоящее время в России, и это отразилось в цикле четверостиший "Следы беспредела", "Частушки", "Всё развалилось", "Трам-та-ра-рам". Нина Михайловна - оптимистка. Она верит в то, что Россия возродится, умеет радоваться тем светлым лучам, которые посылает нам Бог: Добрым делам, Верным друзьям, Радуюсь, радуюсь я, - пишет поэтесса. Порадуемся и мы тому, что есть ещё люди, любящие русское слово, русскую историю; люди, которым творчество помогает жить, бороться, созидать, и поздравим нашего ветерана с новой книгой. Ирина Иванова, кандидат философских наук ------------------------------------------------- И.С.Лесная (Иванова) кандидат философских наук, член СП РФ ФЕНОМЕН ЛЮБВИ В КНИГЕ Н. АЛЁШИНА "ПЕСНЬ ЛЮБВИ" Москва - 2007 г. В школе шёл концерт, посвящённый дню 8 Марта (Международному женскому дню). Ученица читала стихи, строчки которых врезались в память: Нет никого прекраснее на свете, Чем женщина с ребёнком на руках. Образ материнства предстал передо мной сначала картиной Рафаэля "Сикстинская Мадонна", а потом такой до боли знакомой русской женщиной, о которой рефреном звучали эти задушевные строки, и я, тогда ещё не родившая, но уже слишком взрослая, с грустью и завистью подумала: "А ведь они могли бы быть и обо мне". Каково же было моё удивление, когда через много лет после этого случая я познакомилась с живым поэтом - создателем запавшего в душу стихотворения и его книгой. Это был Николай Фёдорович Алёшин - человек отзывчивый, жизнерадостный, добрый, под стать своим стихам. Книга поэта называлась "Песнь любви". В наше время слово "любовь" у многих почему-то стала синонимом слова "секс", в лучшем случае обозначением романа между мужчиной и женщиной. А ведь это не так. Та любовь, которая нас окружает с детства, с которой мы входим в большой земной шар - это божественное и очень человечное чувство, которое распространяется на всё живое, пока это живое не начинает вредить человеку. Вот эту подлинно человеческую любовь и воссоздаёт в своих стихах Н.Ф. Алёшин. Это и есть тёплое, любовное чувство к родной земле, встреченным на жизненном пути людям и могучая, во многом джеклондовская, "любовь к жизни". Но, в отличие от героя одноимённого произведения Джека Лондона, лирический герой Н. Алёшина, к счастью, не одинокий путник, бредущий по пустыне белого безмолвия. Напротив, он всегда с людьми, помогающими и, напротив, нуждающимися в помощи и сочувствии. Книга открывается стихотворением - благодарностью хирургу К.М. Фигурину, спасшему жизнь поэту. От личной ситуации Н. Алёшин восходит к афористичным обобщениям, отражающим всеобщее: Ведь ты посланник Бога, ты хирург За жизнь людей в ответе днём и ночью. Восторженные интонации подкрепляются точным художественным образом: Я не забуду солнца твоих рук… Образ солнца не случаен для поэзии Николая Фёдоровича. Его лирический герой от любимой женщины Алины слышит о себе слова "жаркий", "первая любовь". Вспоминая службу в сердитых северных морях, сам поэт пишет: За душой ни серебра, ни злата, Лишь огонь, да молодость в душе. (стихотворение "Вдалеке от ласковых подружек") Огонь души позволяет увидеть жизнь праздничную и необычную, в трудных и серо-монотонных для кого-то, но только не для поэта, буднях. Вот экскаватор шагнул, "как… мамонт, острыми клыками грунт круша", началось утро на стройке, заговорили "лебёдки-балагуры", радостно "зафыркали самосвалы". Орудия труда олицетворяются поэтом, в них живёт частица созидающей праздник жизни человеческой души. Топор в стихах Н.Алёшина звенит серебряной песней строительству нового человечного мира, утверждая Родину, становится знаменем созидания в необычной, загадочной стране России, рождающей сынов-богатырей, что не устают и от самого тяжкого труда, потому что, если устанут, то прикоснутся к земле, выпьют живой воды из её ручья и встанут как герой стихотворения "На покосе" бодрыми, потому, что в сердце от матери-земли "частица силы земной пролилась". И любят эту землю её сыновья, и счастливы, что родились на ней, и не хотят никакой другой земли, кроме той, где: Пахнут вкусным хлебом нивы, И тёплым молоком стада. Вот если бы все так любили свою землю, не пытаясь поработить чужую, любили бы свой труд, не пытаясь чужими руками жар загребать; дивной сказкой была бы жизнь людей. Но сделать эту сказку былью всегда мешали враги, и от них, от врагов этих, упали на светлые, солнечные, горящие цветами образов луга стихов Н. Алёшина тени грусти и печали, и боли за землю русскую. Заслугой Н. Алёшина явилась поэтизация того факта, что и в боли, и в беде истинно российский человек остаётся человечным, думающим прежде всего о других. В стихотворении "Дед" в голодные годы войны слабеющий человек дарит хлеб ласки и внимания внуку; в стихотворении "Картошка", посвящённом брату Ивану, в траншеях, едва остывших после боёв, брат ищет для всей семьи, а не только для себя одного картошку; в стихотворении "Похоронка", поднимаясь выше своего женского горя, мать, потерявшая мужа, не называет ребёнка сиротой, вселяет в него веру, что: Всхлипнут от радости двери, И в избу нагрянет отец. И он воссияет глазами, Поднимет дитя к потолку И скажет: "А ну-ка, хозяин, Беги, принеси табачку". В стихотворении "Снег" бабушка, видя свадьбу внучки, не думая о том, что времена её, бабушкиной свадьбы, давно прошли, радуется за молодую девчушку: Ничего, что старость с нею рядом, Лишь бы внучка счастливо жила. В стихотворении "Тополь" лирический герой переживает за деревце, впервые принимающее на себя удары грозы: А я бессвязно лепетал: "Мой тополь, А как же, мама, тополь под окном?" Способность думать о других помогла народу выстоять в трудные годы войны, но тут пришла беда, откуда не ждали - развелись на Руси "кровососы" без чести, без совести, без любви к людям, которых россиянами и православными назвать трудно, и проникли на все руководящие посты. В стихотворении "Иноверцы", созданном в 1974 году, поэт с горечью пишет: Куда спешишь, скажи, страна Советов, Когда тобою правят вор и плут? И как в войну, честным и добрым людям остаётся только одно - сплотиться, сдружиться, а, увидев чужое несчастье, делом ответить на призыва поэта: Коль нищая просит, Братцы, ей помогите. (стихотворение "Родина") Не от проданной за границу нефти, не от построенных в других землях заводов, обнищала и нищает Русь. Нищает она прежде всего от того, что у людей толпы поголовно совесть становится атавизмом. Как летящие на снижающемся воздушном шаре стремятся выкинуть за борт лишний груз, так летящие на Земном шаре люди в качестве лишнего груза пытаются выкинуть совесть, не понимая, что это не лишний груз, а условие благополучного полёта. Н.Ф. Алёшин посвящает совести стихотворение, поднимающее это качество на головокружительную высоту, раскрывая её ценность и аристократичность: Совесть - это высота святая. Как жаль, - её не каждому дано познать. Образ совести показан поэтом в неожиданном ракурсе. Это не судья, не палач или известный пушкинский "когтистый зверь, скребущий сердце", а совесть - это матушка, защитница, спасительница, добрый советчик: Я точно знаю, что повсюду совесть Меня в дороге от беды спасёт, - пишет Н. Алёшин. Действительно, и в религии, и в философии категория совести является очень важной ценностью. Совесть - это то, что отличает человека от животного. По мнению А. Швейцера, "голос Бога в человеке - вечная тревога. Чистая совесть, - пишет философ, - есть выдумка дьявола". По мнению Диденко, изложенному в книге "Хищная любовь", совесть - это дополнительная сигнальная система, присущая не хищным людям, которые должны победить в борьбе со зверями в человеческом облике - суперанималами и хищными гоменидами, мозг которых устроен принципиально иначе, победить и спасти человечество от самоистребления. Именно совесть учит нас жить, руководствуясь категорическим императивом И. Канта, гласящим: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла сделаться всеобщим законом", прежде, чем совершить поступок, во-первых, представь, что аналогично поступили все люди, и если человечеству будет нанесён вред, не делай этого поступка; во-вторых, представь, что так поступили по отношению к тебе и проверь, не нарушишь ли ты, свершив желаемый поступок, золотое правило морали: "Чего себе не желаешь, того другим не делай". Призвание поэта - пробуждать дремлющую совесть человека. Именно чувством совести, сострадания, сочувствия к людям поэзия Н.Ф. Алёшина близка гению русской классики Ф.М. Достоевскому с его желанием устроить жизнь так, чтобы "не плакало больше дитя, не плакала чёрная, иссохшая мать дитяти", чтобы сказка праздника честного труда стала былью. В этой близости к классическому мироощущению и есть непреходящая ценность поэзии Н.Ф. Алёшина, её независимость от любого цвета власти кесаря, устремлённость к животворящему источнику - Богу. И.С. Иванова |