Я как критик 2
Я как критик Главная
ЛИЧНОСТЬ - ЭТО СОПРОТИВЛЕНИЕ
(отклик на книгу В. Кононова "Всегда с тобой" Ивановой И.С.)


Москва - 2008 г.
Книга создавалась в 2007 году. Это время, когда поворот к капитализму с нечеловеческим лицом стал очевиден. Тем не менее, в стихах В.Кононова звучат верность идеалам социализма, противостояние происходящим в обществе негуманным процессам. Исчез с карты город Ленинград, и с ним, кажется, страна Советов. Прямо-таки по-цветаевски на новом витке истории отозвалось: "Той страны на карте нет, в пространстве нет!" Но в стихах поэта и в сердцах его поклонников другая карта. На ней есть не Санкт-Петербург, а Ленинград, но только в блокаде, не немецко-фашистской, а новой идеологической, но всё так же античеловечной:

Расскажи мне, родной Ленинград,
Почему ты в слепой круговерти?
На английском рекламы кричат
О насилии, страхе и смерти.

Поэт болеет душой и за тот Ленинград, который выдержал блокаду, и за тот город, который стал началом великих преобразований Петра I, прорубившего окно в Европу, и тот Петроград, который в 1917 году дал начало знаковому великому эксперименту преобразования мира через идеалы социализма. Но, болея душой за происходящее, поэт верит в силы, духовное, нравственное здоровье ленинградцев:

Но я чую, что город Петра,
Город Ленина вновь возродится!

Переименование городов, ставших символами эпохи, вызывает в сердце поэта боль:

Нет на Волге больше Сталинграда,
Дали ему имя Волгоград.
Эх, Россия, словно взрыв снаряда -
Всё, что захотят, то и творят.

Но не так-то просто искоренить то, что стало душой народа:

В Сталинграде, в цветенье нежно-белом,
Яблонька стоит!

Яблонька в стихах В.Кононова - символ Родины, соперничающий с берёзой. На мой взгляд, даже лучший символ, подчёркивающий, что Родина не бесплодна.
В стихотворении "Яблоня" это дерево обладает магической сверхъестественной силой, защищает героя от врагов, вдохновляет на битву, становится символом отваги. Душа человека, как и родная природа, сопротивляется врагам, хотя иногда людям не хватает сверхъестественной силы: страна победила во Второй Мировой войне, а в мирное время в схватке с негодяями гибнут люди. Но их гибель - случайность, а победа тех, кто сопротивляется злу, будет закономерностью, хочет сказать людям В.Кононов стихотворением "Памяти писателя" Мухамеддиева Фазмитдина:

Он их не мог переспорить,
Подонков и подлецов,
Много принесших горя,
Плевавших ему в лицо.
Он с ними боролся строго,
Клеймя преступлений зло.
Сделал добра он много -
Ему же не повезло.

Слова "ему же не повезло" подчёркивают, что смерть того человека от руки антилюдей - ошибка, несправедливость судьбы. Но, умирая, этот человек сломался внутренне: он презирает своих врагов, и это презрение невозможно было выдержать. Названия ряда стихов Кононова символичны: "Протест", "Мы - коммунисты", "Народный гнев", "Берёзка в плену". Последнее название - символ состояния России, подавленной чуждой идеологией. Идёт не только подмена сознания, но и подмена словаря, образной системы. И, как не облетевший лист среди зимы, описанный Паустовским, удивляет и трогает сравнение из революционно-социалистической эпохи:

Как сердце Данко, надежда,
Светит нам, как и прежде.

Надо заметить, что при всей ясности стиля, Кононов умеет представить мир образно, через интересные метафоры: "колосятся добрые дела", "осень уходит походкой лисьей", "чтоб воспрянула Россия, как птица Феникс, из огня!", "отзвенели года, что гитары", "созревшую тыквой висит за бугром усталое летнее солнце", "луна как вечный странник, блуждает в вышине", "над головой чаша неба, как васильковая купель", "ветер с деревьев срывает последние листья судьбы", "снег забьётся как чайка за нами". Взгляд поэта высвечивает необычное в природе: в стихотворении "Ромашка" все цветы погибают холодной ветреной осенью и лишь ромашка, словно "символ святой неуёмной любви цветёт, словно весной, от беды заколдована вроде".
Восприятие человека избирательно. Мы видим то, что близко душе. Сопротивление Року видит Кононов и в хрупкой ромашке, и в могучем море. Стихи, посвящённые морю, на мой взгляд, особенно удачны. Они цельные, яркие как золотые слитки спрессованного солнечного света. "Словно львица, укрощённо море ластится у ног". Оно напоминает любимую, "невиданную страсть", силу, победу над всеми испытаниями судьбы, это великий учитель любви, терпения, мужества в битвах с грозами невзгод.
В изображении моря Кононовым есть некий трагедийный пафос, "воплощение устойчивости бытия, несмотря на его изменчивость". Как бы не менялась политика, карта мира, вечные ценности всегда должны быть незыблемыми.
В стихах поэта воспета любовь, людская доброта, верность Родине, светлым идеалам. Особенно трогает стихотворение "Мать", в котором В.Кононов выражает тёплое сердечное чувство благодарности женщине, воспитавшей не ею рождённого ребёнка, подчёркивая, что истинное материнство - это не только дарование жизни, но и воспитание, помощь в становлении человека:

Сколько ты у моей колыбели
Не спала. Меня в руки брала.
Как же вымолвить люди посмели,
Будто мачехой ты мне была.

Добро возвращается дарующему его. Встав взрослым, сын говорит:

Всё, что есть во мне, мама, хорошее,
Я тебе без остатка отдам!

В.Кононов посвящает маме прекрасные стихи: "Памяти мамы", "Как задушевно мама пела", "Мама рассказывала сказки". Есть у поэта и стихотворение "Памяти отца". Стихи, посвящённые родной земле поэта, В.Кононов называет "отцова земля".
Сама композиция книги в символической сочетаемости её разделов рисует картину мировидения автора. Главы располагаются в следующем порядке: "Моя любовь - Россия", "Народный гнев", "Смотрю на мир", "Цветы и женщины", "Твои корни", "Молитва сердца", "Отцова земля", "Детям". Идейный смысл данного расположения таков: любовь к Родине порождает народный гнев на её врагов, взгляд на мир ведёт к восхищению женщиной - "жемчужиной любви", дающей жизнь и в самые трудные времена, дар жизни ведёт к молитвам за процветание отцовой земли, процветание отцовой земли - к счастливому будущему её цветов - детей, которые, отбросив всё навязанное чуждой идеологией, сохранят заложенные в детстве основы к живому, веру в чудо сказки, в которой всегда побеждает добро, способность щедро и бескорыстно отдавать, оставаться поэтами хотя бы в душе.
"Всё отдать, ничего не взять пришёл в этот мир поэт", - когда-то сказал С.Есенин. Дух Есенинского бескорыстия живёт в стихах В.Кононова:

Ах! Какая девушка красивая!
Брови соболиные вразлёт!
Мне ль забыть глаза лучисто-синие,
Пусть ей в этой жизни повезёт.

Видя человека, вызывающего восхищение, поэт желает ему счастья. Надеемся, что и люди, прочитавшие книгу В.Кононова "Всегда с тобой" подумают, что им повезло, и получат заряд бодрости, жизнелюбия, жизнестойкости.


К.ф.н. Иванова И.С.

Используются технологии uCoz